При проведении ремонта мотоцикла (особенно
капитального) часто требуется замена каких-либо подшипников. Но не всем понятна
маркировка подшипников. Или бывает такая ситуация: в продаже нет качественных
подшипников к мотоциклу, и требуется замена на автомобильный аналог, но
неизвестен размер подшипника (такая ситуация была и у меня). В этой статье я
хочу немного рассказать о подшипниках.
Сначала про маркировку подшипников. Первые две цифры в маркировке (справа
налево) - диаметр внутренней обоймы, деленный на 5. 3-я и 7-я цифры для
диаметров выше 9 мм обозначают серию наружных диаметров и ширин. Стандартами
предусмотрены сверхлегкие, особолёгкие, легкие, средние и тяжелые серии
подшипников по диаметрам; узкие, нормальные, широкие и особо широкие серии - по
ширинам. Основное распространение имеют легкие узкие (обозначаются цифрой 2 на
3-м месте и 0 на 7-м месте) и средние узкие серии (3 на 3-м месте и 0 на
7-м).4-я цифра обозначает тип подшипника 0 - радиальный шариковый; 1 -
радиальный шариковый двухрядный сферический; 2- радиальный с короткими
цилиндрическими роликами; 3 - радиальный роликовый двухрядный сферический; 4 -
радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами или игольчатый; 5 -
радиальный роликовый с витыми роликами; 6 - радиально-упорный шариковый; 7 -
роликовый конический; 8 - упорный шариковый; 9 - упорный роликовый. Через тире
обозначается класс точности подшипника:8; 7; 0 (нормальный); 6; 5; 4; 2 (в
порядке повышения точности). По направлению действия воспринимаемой нагрузки
подшипники качения разделяют на четыре группы: радиальные - предназначены для
восприятия только радиальных (например, роликоподшипники с игольчатыми роликами)
или радиальных и ограниченных осевых нагрузок (например, шарикоподшипники
радиальные однорядные); радиально-упорные - для восприятия комбинированных, т.
е. радиальных и осевых, нагрузок (например, подшипники с коническими роликами);
упорно-радиальные - для восприятия в основном осевых и незначительных радиальных
нагрузок (имеют ограниченное применение); упорные - для восприятия только осевых
нагрузок. Подшипники качения, отличающиеся от стандартных конструкцией,
материалами, технологией, термообработкой, отмечаются дополнительными знаками.
Материал изготовления обозначается цифрами справа.
Ю - все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали;
Х - кольца и тела качения или только кольца ( в том числе одно кольцо) из
цементируемой стали; Р - детали подшипника из теплостойких (быстрорежущих)
сталей;
Г - сепаратор из чёрных металлов;
Б - сепаратор из безоловянистой бронзы;
Д - сепаратор из алюминиевого сплава;
Е - сепаратор из пластических материалов;
Л - сепаратор из латуни;
Я - детали подшипника из редко применяемых материалов (твёрдых сплавов керамики,
стекла и др.)
Н - кольца и тела качения или только кольца ( в том числе одно кольцо) из
модифицированной жаропрочной стали (кроме подшипников радиальных роликовых
сферических двухрядных)
3 - детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками
(кальции, кобальт и др.)
После материала обозначаются конструктивные значения. Например, К для роликовых
подшипников означает стальной кованый сепаратор, М - модифицированный контакт, У
- ужесточенные требования по шероховатости, точности вращения и т.п. Например,
6-2505 КМУ будет расшифровываться так: роликовый подшипник 6-го класса точности
с кованым стальным сепаратором, увеличенной точностью вращения.
Также в маркировке указывается подшипниковый завод-изготовитель. ГПЗ-1 (Москва),
ГПЗ-2 (Москва), ГПЗ-3 (Саратов), ГПЗ-4 (Самара), ГПЗ-5 (Томск), ГПЗ-6
(Екатеринбург),ГПЗ-7 (Баку), ГПЗ-8 (Харьков), ГПЗ-9 (Самара), ГПЗ-10
(Ростов-на-Дону), ГПЗ-12 (Гомель), ГПЗ-13 (Ижевск), ГПЗ-14 (Прокопьевск), ГПЗ-15
(Волгоград), ГПЗ-16 (Степногорск), ГПЗ-17 (Гнивань), ГПЗ-18 (Винница), ГПЗ-19 (Шават),
ГПЗ-20 (Курск), ГПЗ-21 (Москва), ГПЗ-22 (Дагестан), ГПЗ-23 (Вологда), ГПЗ-24
(Пенза), ГПЗ-25 (Хашури), ГПЗ-26 (Мархамат), ГПЗ-27 (Ахунбабаев), ГПЗ-28 (Луцк),
ГПЗ-29 (Томск), ГПЗ-30 (Шахтерск), ГПЗ-31 ( Самара), ГПЗ-32 (Ижевск), ГПЗ-33
(Ташкент). Правда, многие из них уже давно не ГПЗ и имеют свое название
предприятия.
Теперь кратко об установке подшипников: та обойма (или гнездо), которую нужно
расширить, нагревается (градусов до 70-80), а сопряженное с ней гнездо (или вал)
остужается. Также при установке необходима смазка устанавливаемых обойм и
сопряженных поверхностей. Разбитые гнезда можно восстановить несколькими
способами. Самый надежный (правда сложноватый): наварить металл сваркой и
расточит гнездо заново с обязательной центровкой (желательно делать где-нибудь
на заводе)
Таблица размеров подшипников:
ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ | |||||
Размеры, мм | Серия | Применяемость, тип машины, марка, модель | Место установки | ||
D | d | B | |||
28 | 12 | 8 | 101 | М-2141 | РМ |
55 | 30 | 13 | 106 | ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969 | ВС |
106 | КамАЗ | ТНВД | |||
32 | 12 | 10 | 201 | ВАЗ, "Ока", "Таврия" | Г |
201 | КамАЗ, КрАЗ | ТНВД | |||
201 | М. "Минск" | КП | |||
М. "Карпаты", "Рига" | ПС, ЗС | ||||
ЛМ. "Ветерок" | редуктор | ||||
35 | 15 | 11 | 202 | "Таврия" ЗАЗ-1102 | натяжной ролик |
202 | КрАЗ, МАЗ, БелАЗ | регул, оборотов | |||
202 | М. "Минск" | ПС, ЗС | |||
М. "Восход", "Тула", "Муравей" | КП | ||||
42 | 17 | 12 | 203 | "Волга",УАЗ,ГАЗ-51,-53,ГАЗ-3307 | ПВ |
203 | КрАЗ, МАЗ | ВН | |||
М."Восход", "Тула" | КП | ||||
"Муравей", "Минск", ИЖ | |||||
М. ИЖ | ПС, ЗС | ||||
ЛМ. "Ветерок" | редуктор | ||||
52 | 25 | 15 | 205 | "Ока" | КП |
205 | "Ока" | балансир.валы | |||
ВАЗ-2101...-2107,-2121 | КП | ||||
205 | ЛуАЗ | ПП | |||
КамАЗ | КП,РМ | ||||
М. "Ява", "Тула" | зад. звездочка | ||||
М.ИЖ | коленвал | ||||
205 | М. "Урал", "Днепр" | КП, распредвал | |||
Мотоколяска СЗД | ЗС | ||||
ЛМ. "Вихрь" | - | ||||
КрАЗ, МАЗ | ТНВД, вент-р | ||||
205 | ЗИЛ-4314,-130, 131 | ПВ | |||
62 | 30 | 16 | 206 | "Москвич-403", -412, -2140,ИЖ | КП |
ЛиАЗ, ЛАЗ | промвал, вент-р | ||||
206 | "Газель" | ПК | |||
206 | МАЗ-500 | РК | |||
ЛуАЗ | приводной вал | ||||
206 | М. "Ява" | коленвал | |||
206 | М. "Днепр" | КР | |||
72 | 35 | 17 | 207 | "Таврия" ЗАЗ-1102 | КД |
207 | КамАЗ | ТНВД, РК, компрессор | |||
ЗИЛ, ЛиАЗ, ЛАЗ, КрАЗ, МАЗ | компрессор | ||||
ЗИЛ-ММЗ, ГАЗ-66 | КО | ||||
М. "Муравей", мотоколяска СЗД | редуктор | ||||
207 | М. "Урал" | коленвал | |||
М. "Урал", "Днепр" | глав.передача | ||||
УАЗ-3151 (469) | КР | ||||
80 | 40 | 18 | 208 | УАЗ | КП |
208 | ГАЗ-66, "Урал-4320" | КО | |||
"Урал-375",-4320 | лебедка | ||||
85 | 45 | 19 | 209 | "Нива" | РК |
209 | ГАЗ-53,-66,-3307 | КП | |||
ЗИЛ-ММЗ | КО | ||||
М. "Днепр" | коленвал | ||||
37 | 12 | 12 | 301 | ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969 | балансир .вал |
КрАЗ | регул.оборотов | ||||
42 | 15 | 13 | 302 | ВАЗ, "Ока", "Таврия" | Г |
302 | М. "Ява" | ПС, ЗС | |||
47 | 17 | 14 | 303 | М-2136 | Г |
52 | 20 | 15 | 304 | ЛуАЗ | приводной вал |
М. ИЖ, "Тула", "Муравей" | коленвал | ||||
304 | КрАЗ | шкив вентил-ра | |||
М. "Урал", "Днепр" | КП | ||||
Мотоколяска | ПС и вентил-р | ||||
62 | 25 | 17 | 305 | ВАЗ-2108, ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969 | КП |
"Волга", "Газель" | 5-ступенч. КП | ||||
305 | "Нива" | РК | |||
"Таврия" | КП | ||||
ЛиАЗ, ЛАЗ | Г | ||||
КамАЗ | гидромуфта, усилит. руля, ТНВД ВН | ||||
305 | КрАЗ, МАЗ | ТНВД и шкив вентилятора | |||
305 | М."Ява" | коленвал | |||
ЛМ. "Вихрь", "Нептун" | - | ||||
305 | УАЗ | КП | |||
Мотоколяска СЗД | ЗС | ||||
72 | 30 | 19 | 306 | ВАЗ-2101...-2107,-2121 | КП |
"Нива" | КП, РК, ПП | ||||
УАЗ | КП,РК | ||||
306 | "Москвич-412", -2140, ИЖ-412 | КП | |||
М."Ява" | коленвал | ||||
ГАЗ-66 | КО | ||||
306 | ВАЗ-2101...-2107, "М.-412",-2140 | ПЗ | |||
80 | 35 | 21 | 307 | "Волга"ГАЗ-31029, "Газель" | 5-ступенч. КП |
ГАЗ-52,-53,-66 | КП | ||||
ГАЗ-66 | РК | ||||
307 | УАЗ | РК | |||
ЗИЛ, "Урал-4320" | КО | ||||
90 | 40 | 23 | 308 | "Волга" ГАЗ-24 | ПЗ |
308 | "Волга" ГАЗ-31029, "Чайка" | ПЗ | |||
КрАЗ | РК | ||||
308 | ЗИЛ-130,-131,-4314 | КП | |||
35 | 15 | 14 | 502 | ВАЗ-2101...-2107, 2121, М-2141 | ПВ |
"Москвич", "Волга", УАЗ | |||||
ИЖ, ГАЗ, ЗИЛ | Г | ||||
40 | 17 | 16 | 503 | ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969 | Г |
52 | 25 | 18 | 505 | ВАЗ-2101...-2107* | ПК |
80 | 40 | 23 | 508 | "Нива" | ПЗ |
ГАЗ-52 (ПАЗ, КАвЗ на базе ГАЗ-52) | ПК лебедки | ||||
47 | 17 | 19 | 603 | М-412,-2140, ИЖ-412 | ВН |
"Волга", УАЗ, "Москвич", | |||||
ГАЗ, ИЖ, ЗИЛ, КамАЗ | Г | ||||
52 | 14,5 | 14 | 702 С17 | ВАЗ-2108 | Верхняя опора |
40 | 17 | 14 | 703 | ГАЗ-24, УАЗ, ГАЗ-52, -53, -66, ЗИЛ-130,-4314, ЛиАЗ | ВН |
50 | 20 | 20,6 | 704 | ВАЗ-2101 | КП |
62 | 25 | 28 | 705 | М-2141 | МГЗ |
75 | 30 | 19 | 706 | ВАЗ-2101...-2107, -2121, "Волга", "Газель" | КП |
72 | 28 | 27 | 706 Е1 | М-2141 | КП |
30 | 16 | 39 | 802 ЕС17 | ВАЗ-2108 | ВН |
47 | 17 | 15,5 | 803 | ГАЗ-24, УАЗ, ГАЗ-52, -53, -66, ЗИЛ-130,-4314, ЛиАЗ | ВН |
62 | 25 | 17 | 805 | М-2141, "Таврия" | КП |
62 | 25 | 17 | 805 Е | М-2141 | КП |
35 | 16 | 14 | 902 | М-2140 | КП |
35 | 17,7 | 8 | 903 Е | Ока | РМ |
47 | 30 | 8 | 906 | М-2141 | РЗ |
ПОДШИПНИКИ РОЛИКОВЫЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ | |||||
Размеры, мм | Серия | Применяемость, тип машины, марка, модель | Место установки | ||
D | d | B | |||
52 | 25 | 15 | 205 | ВАЗ-2108 | КП |
62 | 25 | 17 | 305 | ВАЗ-2108 | КП |
52 | 25 | 18 | 505 | М. ИЖ-Планета | Коленвал |
72 | 35 | 23 | 507 | ВАЗ-2121 | РК |
55 | 25 | 18 | 705 | ВАЗ-2121 | КП |
ПОДШИПНИКИ РОЛИКОВЫЕ КОНИЧЕСКИЕ | |||||
Размеры, мм | Серия | Применяемость, тип машины, марка, модель | Место установки | ||
D | d | B | |||
68 | 40 | 13 | 105 | "Нива" | ПС |
М-2141 | КД | ||||
68 | 40 | 19 | 108 А | М-2141 | КД |
47 | 20 | 15,5 | 204 | "Таврия" ЗАЗ-1102 | ЗС |
204 | КамАЗ, КрАЗ, МАЗ, БелАЗ | ТНВД | |||
204 | ЗАЗ-968 | ПС | |||
М. "Урал", "Днепр" | ПС, ЗС | ||||
ПАЗ | вал вент-ра | ||||
52 | 25 | 16,5 | 205 | "Таврия" ЗАЗ-1102 | ЗС |
205 | "Ока", М. "Муравей" | ЗС | |||
62 | 30 | 17,5 | 206 | "Москвич-408", -412, -2140, ИЖ-412 | ПС |
206 | ЛуАЗ | КР | |||
ЛиАЗ | РМ | ||||
72 | 35 | 18,5 | 207 | ВАЗ-2108, М-412,-2140, ИЖ | КД |
207 | ЛуАЗ | КР | |||
207 | ЛиАЗ | РМ | |||
52 | 20 | 16,3 | 304 | М-2140 | ПС |
62 | 25 | 18,5 | 305 | "Москвич-403", -412, -2140, Иж-412 | Х |
305 | "Волга", "Газель", "Чайка", УАЗ-451 | ПС | |||
72 | 30 | 21 | 306 | ЛуАЗ | Х |
306 | КрАЗ | РМ | |||
80 | 35 | 23 | 307 | "Газель", "Чайка" .УАЗ-451 | ПС |
КрАЗ | РМ | ||||
85 | 45 | 25 | 509 | УАЗ | ПС, ЗС |
509 | "Газель" | ЗС | |||
90 | 50 | 25 | 510 | "Газель" | ЗС |
510 | "Волга", "Газель", "Чайка", ЗИЛ-117, УАЗ | КД | |||
72 | 30 | 29 | 606 | "Москвич-403"...-412, -2140, ИЖ-412 | Х |
606 | "Волга","Газель", УАЗ-3151 | Х | |||
606 | ГАЗ-52, -53, -3307, ЗИЛ-117 | ПС | |||
80 | 35 | 33 | 607 | "Волга", "Газель", УАЗ-3151 | Х |
67 | 28 | 20,5 | 705 | ВАЗ-2101 | ЗМ |
62 | 33 | 16,5 | 707 | ВАЗ-2101...-2107, -2121, "Ока" | КД |
42,25 | 19,05 | 16,63 | 804 | ВАЗ-2101...-2107 | ПС |
804 | "Ока" | ЗС | |||
57,15 | 26 | 17,46 | 805 | ВАЗ-2101 | ПС |
73,02 | 34,02 | 26,98 | 807 | ВАЗ-2101 | ЗМ |
44,5 | 28 | 9,6 | 906 | М-2140 | РМ |
ПОДШИПНИКИ ИГОЛЬЧАТЫЕ | |||||
Размеры, мм | Серия | Применяемость, тип машины, марка, модель | Место установки | ||
D | d | B | |||
23 | 17 | 15 | 703 Е | М-2141 | РМ |
37 | 25 | 17 | 705 Е | М-2141 | КП |
17,46 | 11,11 | 13 | 901 УС | Ока | РМ |
25,3 | 19,3 | 19,8 | 904 | ВАЗ-2101 | КП |
16 | 10 | 10,5 | 904900 | М-2141 | РМ |
42 | 37 | 22 | 907 Е1 | М-2141 | КП |
Условные обозначения: ВН — водяной насос; Г — генератор; ЗС — задняя ступица; КД — коробка дифференциала; КО — коробка отбора мощности; КП — коробка передач; КР — колесный редуктор; ЛМ — лодочный мотор; М — мотоцикл, мопед; ПВ — первичный вал; ПЗ — задняя полуось; ПК — подвесной подшипник кардана; ПП — передняя полуось; ПС — передняя ступица; РК — раздаточная коробка; РКЛ — рулевая колонка; РМ — рулевой механизм; Х — хвостовик (в главной паре).