Система зажигания часто является причиной неудовлетворительной работы
двигателя. Бывают случаи, когда все элементы системы вроде бы исправны,
а двигатель либо плохо тянет и перерасходует топливо,
либо работает с перебоями. Определение и устранение неисправности не
является сложной задачей и не требует значительных затрат труда и
времени.
Катушка зажигания. Современные катушки зажигания весьма надежны
и выходят из строя довольно редко. Проверку обмоток на обрыв и короткое
замыкание можно произвести омметром, сопоставляя замеренные величины со
справочными данными. Никаких регулировок катушка зажигания не требует,
а уход заключается в том, чтобы содержать в чистоте контактные выводы и
крышку. Это исключает утечку тока высокого напряжения по запыленным
поверхностям и нарушение контакта в цепи низкого напряжения. Таблицу
сопротивлений первичной и вторичной обмоток некоторых катушек зажигания привожу ниже:
Обмотка |
ИЖПС. C6.39 |
Б114 |
Б115 |
Б115В |
Б116 |
Б117 |
Б118 |
27.3705 |
29.3705 |
30.3705 |
Первичная, Ом |
4-4,1 |
0,37-0,41 |
1,86-2 |
1,5-1,61 |
1,78-1,79 |
3-3,2 |
0,71-0,72 |
0,4-0,5 |
0,45-0,55 |
0,4-0,5 |
Вторичная, кОм |
|
21,4-22,9 |
8,3-9,1 |
6,1-6,7 |
15,6 |
6,3-9,2 |
15,1 |
4,5-5,5 |
11 |
6,3-6,4 |
Провод высокого напряжения.
По ним ток высокого напряжения
поступает от катушки зажигания к свечам. Растрескивание и пробой
изоляции провода, соскакивание наконечника могут привести к нарушению
нормального искрообразования. Пробой изоляции обычно определяют по
своеобразному треску проскакивающей искры на работающем двигателе, что
сопровождается его подергиванием. Правда в шуме двигателя непросто
различить этот треск :-) Место пробоя проще всего выявить, если
поставить мотоцикл в темное место, где можно легко увидеть
проскакивающую искру. В случае если обнаружен пробой, прежде всего,
следует тщательно очистить провода и катушку зажигания. Вполне
возможно, что этого будет достаточно, чтобы перебои в работе двигателя
исчезли. При повторном появлении в течение непродолжительного времени
аналогичной неисправности придется подумать о замене провода.
Однако особо надежного электрического контакта в местах присоединения наконечников проводов
высокого напряжения к свечам, клеммам катушки
зажигания, вовсе не требуется: ток высокого напряжения легко пробивает
все окислы на поверхности соприкасающихся деталей. Поэтому тщательная
зачистка любых контактов в цепи высокого напряжения практически не
влияет на работу системы зажигания. Единственное, что необходимо
обеспечить, это непосредственное соприкосновение контактных деталей.
Свечи зажигания.
Основное требование к свече зажигания - создавать бесперебойное
искрообразование между электродами в любых эксплуатационных условиях. Рассмотрим увеличение искрового
промежутка в свече
зажигания. Обратим внимание на то, как зазор между электродами свечи
влияет на величину высокого напряжения, необходимого для пробоя
искрового промежутка, чем он больше, тем выше должно быть вторичное
напряжение. Увеличенный искровой промежуток, с одной стороны,
предъявляет
повышенные требования к качеству изоляции проводов высокого напряжения,
чистоте катушки зажигания и свечи, а с другой
способствует более стабильному воспламенению горючей смеси. Отсюда
следует, что в эксплуатации можно добиться улучшения работы системы
зажигания путем грамотной и осознанной регулировки величины искрового
промежутка. Увеличением искрового промежутка можно добиться улучшения
работы двигателя на холостых оборотах. Увеличить его целесообразно до
0,8-0,9 мм. Но увеличение искрового промежутка может привести к
ухудшению пуска холодного двигателя при отрицательных температурах,
особенно при частично разряженной аккумуляторной батарее. Если же
мотоцикл эксплуатируется летом и аккумуляторная батарея находится в
удовлетворительном состоянии, то эти отрицательные последствия вам
не грозят. Сам увеличил расстояние между электродами, и вполне доволен
результатом! Однако, надо заметить, что проверять зазор нужно не
плоским, а круглым щупом, так как возможна непараллельность электродов
(в случае обнаружения таковой, ее нужно устранить, так как она ведет к
одностороннему выгоранию электрода). Если свеча пробита (разряд происходит внутри), то она подлежит замене. Эта неисправность
определяется тем же омметром.
И еще обращение к Планетоводам: не надо устанавливать свечу вместо декомпрессора! Работа двигателя от этого лучше не станет, а декомпрессор нужнее в сто раз!
Прерыватель.
В случае износа или повреждений прерыватель необходимо заменить. Регулировка прерывателя сводится к регулировке зазора между контактами. Перед регулировкой контакты зачистить шкуркой. Особенно требовательны к чистоте (и это один из недостатков) транзисторные системы зажигания из-за низкого тока, проходящего через контакты. Чаще всего контакты замасливаются из-за обильной смазки кулачка. Теперь о зазоре. Заводом рекомендуется величина 0,4-0,6 мм. Зазор между контактами должен быть таким, чтобы за время их замкнутого состояния ток в катушке зажигания успевал достигнуть необходимого для бесперебойного искрообразования значения. Однако, при зазоре между контактами прерывателя 0,4 мм нарушение искрообразования начинается при частоте вращения коленчатого вала около 6000 об/мин. При этом мотоцикл как бы упирается в невидимый барьер. Поэтому можно установить зазор 0,25-0,3мм. Но при этом нужно учесть, что размыкание контактов должно быть четким. Еще одно условие - отсутствие люфта в коренных подшипниках коленчатого вала, так как люфт сбивает зазор и опережение зажигания. Также необходимо убедиться в отсутствии перекоса контактов. После регулировки необходимо заново установить угол опережения зажигания. Если при работе сильно искрят контакты прерывателя и свеча дает слабую искру, то причина в неисправности конденсатора
Генератор.
Для начала нужно проверить, не замыкают ли обмотки
генератора на массу. Для этого берём лампу 12 вольт припаиваем к ней 2 провода
(пробник), отключаем БПВ, включаем зажигание, подключаем один провод лампы к
проводу который подключается к клемме Х8 (БПВ) это у нас будет "+" аккумулятора
(АК). Второй провод поочерёдно подключаем к проводам Х5, Х4, Х7, Х1 - лампа
гореть НЕ должна. Если лампа загорелась, даже не в полную силу, значит идёт
замыкание обмоток на массу - это могут быть провода которые идут на генератор
или же короткое в самом генераторе. Х5,Х4,Х7 - обмотки статора, Х1- обмотка
возбуждения. (если в обмотке возбуждения короткое замыкание на массу, возможны
довольно неприятные последствия! Такие как: оплавления щёток, перегорание
предохранителя АК...Проверяем исправность
контрольной лампы работы генератора. Для этого закоротим Х8, Х3 (БПВ отключен,
зажигание включено) контрольная лампа должна загореться, если нет, проверяйте
лампу и подходящие к ней провода.
Теперь проверяем обмотку возбуждения, для этого один провод нашего пробника
подключаем к массе, а второй к Х1 (БПВ отключен, зажигание включено), пробник
должен загореться, если не горит — неисправна обмотка возбуждения. (это может
быть зависание щётки, обрыв провода подходящего к щётке или же обрыв в обмотке
возбуждения). Если все наши тесты дали положительный результат, проверяем работу
генератора. Для этого замкнём провода Х1-Х2 (БПВ отключен), включим зажигание,
заведём мотоцикл, пробник подключаем одним проводом на массу, а второй провод
поочерёдно подключаем к проводам Х5,Х4,Х7 пробник должен светиться.
Если на каком-то проводе лампа не горит, значит, неисправна обмотка статора или
подходящий к ней провод.
Если всё ок, значит, генератор исправен. После того как вы убедились, что
генератор исправен, а зарядки на АК нет или не тухнет контрольная лампа при
работающем двигателе, значит, неисправен БПВ.
Проверка 6В генератора аналогична проверке 12В. Приведу лишь таблицу
сопротивлений и типа обмоток генератора Г36:
Наименование обмотки |
Марка провода и диаметр по металлу |
Количество витков |
Сопротивление обмотки |
Обмотка якоря |
ПЭВ-2 0,8мм. (по меди) |
9 в секции, 18 в пазе |
|
Обмотка возбуждения |
ПЭЛ 0,9мм (по меди) |
126 |
|
Обмотка сопротивления |
0,5 мм (манганин) |
|
6-7 Ом |
Аккумулятор
Основные неисправности аккумулятора это окисление контактов, замыкание пластина, их сульфатация. Окислившиеся клеммы нужно тщательно очистить. При отсутствии специального устройства для десульфатации пластин нужно проделать следующее:
- вылить электролит из банок
- залить дистиллированную воду и сделать несколько циклов заряд-разряд током 0,5 А
- разрядить аккумулятор и вылить дистиллированную воду
- залить электролит и зарядить аккумулятор
А еще проще поставить аккум от источника бесперебойного питания. Очень хорошая и надежная вещь! Но нужно перед установкой проверить напряжение в сети, так как повышенное напряжение быстро погубит аккум! И обязательно должен быть предохранитель, иначе в случае КЗ (не дай Бог!) начнет гореть проводка мотоцикла.